Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Что такое АДК?

Ребенок в очках

Почему важна коммуникация?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу.

Когда вы последний раз задумывались, какую роль играет общение в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка?

Общение имеет огромное значение в формировании человека. Мы приобретаем все свои высшие познавательные способности и качества, становимся личностями, социализируемся и т.д. Когда мы говорим об общении или коммуникации, мы сразу представляем людей, которые ведут диалог. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов.

А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна?

Подробнее

Риски при отсутствии коммуникации

  • Агрессия(в т.ч. самоагрессия)
  • Проблемное поведение
  • Замкнутость
  • Отсутсвие
    (полное/частичное) познавательной активности
  • Несвоевременное оказание помощи ребенку

Специалисты подчеркивают, что альтернативная и дополнительная коммуникация – необходимое условие развития навыков общения, улучшения социальной адаптации и повышения качества жизни людей с нарушениями развития навыков общения.

Когда мы лишаем детей возможности себя выражать, это влечет определенные негативные последствия. Так как потребности, которые нужно выразить, у детей, безусловно, есть самые различные.

  • 33%

    Имеют положительный опыт использвания АДК в семье

  • 24%

    Скептически относятся к введению АДК в семью

  • 18%

    Не знакомы с понятием АДК

  • 25%

    Семья изучает тему, инаходится в процессе внедрения средств АДК

*В опросе принимали участие семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ (76 семей)

Источники:

*Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Херальд Мартинсен.– М.: Теревинф, 2014. – 432 с.

*Городская общественная организация инвалидов “Общество “ДАУН СИНДРОМ”; “Альтернативная коммуникация. Методический сборник”; Новосибирск - 2012г.

Мифы об АДК

Если моему ребенку дать что-то, что будет говорить вместо него. Например планшет или кнопку, то он никогда не станет использовать речь.

Мария, мама особенного ребенка

Многие родители, да и специалисты считают, что появление голосовой кнопки или коммуникатора, заставляет детей “лениться” в речевом плане.

На самом деле, специалисты АДК придерживаются мнения, что эти средства могут запустить подражание речи, что способствует развитию речи ребенка.

При использовании подобных АДК мы развиваем “внутреннюю” речь, которая предшествует речи, в нашем привычном понимании.

Также происходит развитие памяти, мышления, внимания и др.

Мы еще столько всего не попробовали. Мы пойдем лучше к специалистам, которые запустят нам речь. А если не получится и тут, тогда введем АДК.

Эльвира, мама особенного ребенка

Очень многие родители “бьются за речь” до последнего. К сожалению, пытаясь развить то, что на данный момент недоступно ребенку , или недоступно совсем. Они упускают возможность дать ребенку самое главное - возможность коммуницировать, возможность ребенку донести до окружающих важный для него месседж.

Обычно таких детей понимают “домашние” и специалисты, которые уже “изучили” ребенка.

Такие дети испытывают стресс при попытках коммуникации с малознакомым человеком. Что ощутимо снижает их качество жизни.

Если мы будем учить ребенка пользоваться какими-то системами или карточками, да еще учить его параллельно речи, это неэффективно и глупо. Нужно либо одно, либо другое.

Алексей и Юлия, родители особенного ребенка

Специалисты рекомендуют совмещать взаимодействие с АДК, с занятиями по “развитию речи”. Если это физически доступно ребенку.

Подобная параллельная работа, всесторонне развивает ребенка. Делает его более гибким и разносторонним.

Мы ещё слишком маленькие для АДК, мы еще успеем.

Марго, мама особенного ребенка

Если ваш ребенок испытывает проблемы с коммуникацией в раннем возрасте, то не стоит пренебрегать введением АДК. Вы можете просто пропустить “момент” (сенситивный период), когда ребенок получает и нарабатывает коммуникативные навыки. Ребенок пропускает этот период, но если бы ему дали средства для коммуникации, перспектив у ребенка было бы ощутимо больше.

У нас тяжелый ДЦП, куда нам АДК вводить, ребёнок просто не потянет! Как он будет коммуницировать, с помощью глаз чтоли?

Леонид, папа особенного ребенка

Даже для детей с тяжелыми двигательными нарушениями можно подобрать средство АДК. Оно может быть уже адаптировано под диагноз ребенка, но со специалистом вы можете его улучшить для вашего ребенка. Что даст ему мотивацию к общению.

Вы смеетесь? Мы не сохранные, у нас задержка и проблемы с запоминанием. Как мы эти “пексы” запомним?

Виталий, папа особенного ребенка

Специалисты спешат вас успокоить и опровергнуть этот миф. Любой человек может взаимодействовать с внешним миром. Не стоит забывать об эмоциях, мимике, вокализации и пр.

Также мы помним, что коммуникация это не обязательно речь, в нашем привычном понимании.

Если ребенок “тяжелый” в интеллектуальном плане, тогда мы будем вырабатывать “навык”.

При подборе средств АДК, мы тестируем ребенка, изучаем его возможности, смотрим на реакции. Исходя из этого, мы видим то, что может подойти ребенку. Мы адаптируем средство под ребенка.

После пробного введения АДК, “тяжелые” дети зачастую могут показать свой скрытый потенциал, ребята меняются, и начинают стремиться к чему-то новому.

Мы не ходим вводить никое АДК, мы только начали делать подвижки в речевом развитии, я слышала, что это тормозит речь.

Светлана, мама особенного ребенка

Нет подтвержденных исследований, что АДК тормозит речь. А вот исследования на тему положительного влияния АДК есть.

Что такое АДК

Источники:

*Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Херальд Мартинсен.– М.: Теревинф, 2014. – 432 с.

*Городская общественная организация инвалидов “Общество “ДАУН СИНДРОМ”; “Альтернативная коммуникация. Методический сборник”; Новосибирск - 2012г.

  • Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.

    Ребенок в очках

    Что такое АДК

  • Альтернативная коммуникация.
    Все неголосовые системы общения называются альтернативным, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

    Девочка в розовом платье

    Что такое АК

  • Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.

    Ребенок с планшетом

    Что такое ДК

*АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
Пермь ПГГПУ 2018

Источники:

*Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Херальд Мартинсен.– М.: Теревинф, 2014. – 432 с.

*Городская общественная организация инвалидов “Общество “ДАУН СИНДРОМ”; “Альтернативная коммуникация. Методический сборник”; Новосибирск - 2012г.

Функциональные языковые группы адк

Группа вспомогательного языка

Группа экспрессивного языка

Группа альтернативного языка

Средства АДК

Девушка играет с ребенком

Чтобы выбрать средства коммуникации, наиболее подходящие для конкретного ребенка, которые учитывали бы особенности его развития, необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные, лингвистические, психосоциальные, моторные возможности ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системой коммуникации.

Помимо этого нужно понимать, какие средства АДК могут быть предложены вашему ребенку. Ознакомиться с ними вы можете, нажав “Подробнее”

Подробнее