Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Авторами данного метода коммуникации, который родился примерно в 50-годы XX века, являются американский нейрофизиолог Глен Доман и японский педагог Шиничи Сузуки.

Этот метод получил широкое распространение в США и других англоязычных странах, что связано со структурой англоязычной графики. В России метод появился в начале 20-х годов. Этот подход успешно используется при обучении глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста.

С точки зрения психологии чтение представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом. Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Пользователи глобального чтения:

Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с синдромом Дауна, так как сильной стороной данных детей является зрительное и образное восприятие. Изначально разработанная врачами института Домана как методика для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, в настоящее время глобальное чтение используется и среди здоровых детей. Также методика рассчитана на:

  • глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста;

  • детей с умственной отсталостью;

  • детей с РАС;

  • детей с речевыми нарушениями

Преимущеста «глобального чтения»:

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:

  • замены и смешения звуков при чтении;

  • побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;

  • искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:

    1. в пропусках согласных при стечении

    2. пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения

    3. добавлении звуков

    4. перестановках звуков

    5. пропусках, перестановках слогов и др.

  • нарушения понимания прочитанного

  • аграмматизмы при чтении

Недостатки «глобального чтения»:

Пассивное восприятие информации, ребенок не общается с другими детьми; не предусмотрена работа в группе; отсутствует речевая практика; огромные затраты труда и времени со стороны родителей; большое количество карточек; в методике нет заданий, развивающих фантазию, логику, образное мышление, многие понятия подаются в виде картинки – готового образа.

Читать в источнике