Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Словесные кубики примака

Наиболее обширная предметная система коммуникации создана Примаком (Premack, 1971). Словесные кубики Примака (рис. 22) использовались в Соединённом Королевстве и в США для обучения людей с интеллектуальными нарушениями и с аутизмом. Исходно словесные кубики были изобретены для того, чтобы исследовать, могут ли человекообразные обезьяны научиться языку, не основанному на речи.

Примак хотел показать, что обезьяны могут освоить неиконические выражения, поэтому ему было важно, чтобы словесные кубики не походили на предметы, которые он обозначали. Deich и Hodges (1977) сделали дополнительные словесные кубики, и многие из этих кубиков похожи на обозначаемые предметы. Словесные кубики различаются формой, их делают из пластика или из дерева.

Тактильные кубики

Тактильные символы

Данная форма коммуникации подходит лицам, находящимся на ранних этапах развития либо имеющим нарушения зрения, тяжелые множественные нарушения психофизического развития. Реальные предметы, их части и миниатюрные копии, условно осязаемые символы относятся к двух- или трехмерным, тактильно воспринимаемым символам, которые имеют ряд преимуществ: постоянство, высокую степень иконичности (схожесть с предметом), узнаваемость при осязании, возможность манипулирования.

Преимущеста использования предметных символов:

Предметные символы рассчитаны на категорию людей, которым легче различать символы не только зрительно, но и осязательно, например, формы кубиков Примака достаточно легко распознавать на ощупь и исследовать при помощи рук.

Недостатки использования предметных символов:

Использование предметов часто оказывается непрактичным. К тому же маленьким детям может быть трудно понять, что предмет символизирует что-то, кроме себя самого, во всяком случае – труднее, чем в случае графического изображения (DeLoache, Miller, Pierroutsakos, 1998). Обычно целью является как можно скорее перейти к графическим символам или жестам, чтобы избежать путаницы с обычными предметами. Если всё же необходимо продолжать использовать предметные символы, лучше использовать систему, а единственная существующая система – это словесные кубики Примака. Людям с нарушениями зрения нужны жесты или символы, которые можно различать на ощупь без помощи зрения. В настоящее время такой последовательной системы нет.

Тактильные символы
Читать в источнике