Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Картиночные символы коммуникации (Picture Communication Symbols, PCS; Johnson, 1981; 1985, 1992, 2004) происходит из США. В настоящее время система состоит примерно из 11000 словарных статей. Изображения легко нарисовать, поэтому PCS можно даже копировать от руки. В большинстве стран сейчас PCS является наиболее широкой используемой графической системой. Главное её преимущество по сравнению с PIC – большое число слов в словаре.

Эта система имеет несколько названий. Она происходит из США, изначально называлась Ребус и состояла из 950 пиктограмм и идеограмм (Jones, 1979). В 1985г. появилась расширенная британская версия, которая стала называться системой Макатон (Walker и др.,1985). Позднее система Ребус была включена в систему символов Виджит.

Картиночные символы коммуникаций (PCS)

Система символов виджит (widgit literacy symbols)

Символы Виджит можно комбинировать различными способами, например, УЛИЦА + СВЕТ превратится в ФОНАРЬ. Система напоминает Блисс-символы тем, что комбинации некоторых основных символов образуют новые семантические значения, например, МАТЬ – это изображение ЖЕНЩИНА, помещённое в круг. Кроме того, может использоваться и произношение слова. Например, LIGHT может означать и СВЕТ и ЛЁГКИЙ, но обозначается одним и тем же символом (лампочкой). Это отличительная черта символов Виджит, она несколько напоминает стратегию ЗВУЧИТ-КАК в Блисс-символах.

Система Ребус исходно разрабатывалась для того, чтобы помочь людям с интеллектуальными нарушениями лёгкой и средней степени учиться читать, хотя позднее она использовалась и как графическая система коммуникации (Jones, 1979). При традиционном обучении системе Ребус подчёркивалась необходимость использовать буквы одновременно с графическими изображениями. Одна или несколько букв совмещались с произношением слова, так что комбинации графических символов и букв образовывали новые слова. Когда графический символ соединяется с буквой, именно звучание комбинации этих двух элементов выражает новое слово. Значение графического символа роли не играет. Например, C+OLD (old – «старый») превращается в COLD («холод»), P+LIGHT («свет») превращается в PLIGHT («трудное положение»), C+AT («у», «около») превращается в CAT («кошка»). Символы Виджит обычно используются совместно с компьютерной программой SymWriter, в которой пользователь может комбинировать символы с буквами, а также с другими графическими системами.

Преимущества систем Ребус и Виджит:

Исследования показали, что использование системы Ребус положительно влияет на навыки чтения (Kiernan, Reid, Jones, 1982), возможно, потому, что она использует звучания, соответствующие как словам, так и буквам. Стратегии, применяемые в системах Ребус и Виджит, не предъявляют высоких требований к способности складывать слова из букв, поскольку учащийся необязательно должен уметь прочитать все буквы в слове.

Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols)
Символы Ребус

Сигсимволы

Система сигсимволов состоит из пиктограмм, идеограмм и изображений жестов; именно наличие изображений жестов в большей степени отличает её от других систем. В английском языке есть термин sigsymbol – аббревиатура словосочетания жест-символ, sign-symbol. Поскольку жесты различаются в разных странах и в разных системах, важно, чтобы сигсимволы отражали жестовый язык или жестовую систему, принятую в данной местности. Сигсимволы могут быть особенно полезны людям, которые одновременно используют и графические символы, и жесты; они могут также служить письменным языком для людей, которые учатся жестам. Символы, основанные на жестах, могут также использоваться вместе с другими графическими системами. Словарь PCS содержит 750 единиц, основанных на американском жестовом языке и на точном жестовом английском.

Сигсимволы

Картинки

Картинки, т.е. рисунки и фотографии, обычно являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети. Однако нельзя сказать, что маленькие дети полностью понимают картинки. Дети уже в младенчестве способны узнавать предметы на картинках, но понимание картинок – сложный когнитивный навык, который в норме развивается медленно и может нелегко даваться людям с интеллектуальными нарушениями (DeLoache и др., 1998; Kose, Beilin, O' Conner, 1983; Troseth, Pierroutsakos, DeLoache, 2004). У многих людей с интеллектуальными нарушениями понимание картинок ограничено, причём иногда им труднее понимать фотографии, чем контурные рисунки (Dixon, 1981; McNaughton, Light, 1989). Если человек не понимает, что изображено на картинках, не имеет смысла использовать картинки вместо графической системы коммуникации. Одна из причин для использования картинок заключается в том, что человек может узнавать то, что на них изображено, и прореагировать на это. Однако узнавание предметов и действий, изображённых на картинках, само по себе не является целью. Вопрос в том, помогают ли эти картинки человеку в коммуникации.

Читать в источнике