Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) происходит из Канады (Maharaj, 1980). Это система впервые стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.

Пиктографические системы создаются с учетом лингвистических систем и среды проживания людей. При этом учитывается не только географическая среда, но даже населенный пункт – мегаполис, небольшой город или село. В качестве примера можно привести Пиктографическую коммуникативную программу М. Либерофф, доступную для работы с детьми, начиная с 4-летнего возраста. Программа включает комплекс из 340 изображений, сгруппированных по категориям: действия, имена прилагательные, приказы, просьбы и выражения чувств, вопросы, местоимения и наречия, имена существительные.

Пиктографическая идеографическая коммуникация

Изображения подобраны таким образом, чтобы ребенок мог выразить свои потребности, желания и эмоции с помощью одной карточки. Они включают:

  • реальные изображения предметов и ситуаций. Особенно такие изображения, которые трудно найти в детских книгах с иллюстрациями, но часто употребляющиеся, например, "правая рука";

  • символические изображения общего на примере частного. Например, "открой" – изображен ребенок, открывающий коробку;

  • парные изображения, например, "много – мало";

  • символы-вопросы;

  • символы для обозначения некоторых универсальных понятий, как, например, "еще";

  • карточки с цифрами, дополненными изображениями соответствующего количества палочек;

  • карточки с изображением цветов спектра.

Стандартные изображения дополняются фотографиями близких людей.

Преимущества и недостатки пиктограмм:

Пиктограммы проще Блисс-символов, поэтому родители и специалисты легко их понимают. Но в то же время они менее гибкие и универсальные, чем Блисс-символы. Словарь ограничен и, в целом, не предназначен для комбинирования в более сложные значения, хотя из пиктограмм можно складывать предложения. Относительно маленький словарь ограничивает число возможных значений и предложений, но, если пользователь нуждается в больших возможностях, чем даёт словарь из 1400 слов, можно добавлять слова из других систем.

Пользователи PIC

Коммуникация с помощью пиктограмм – один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется при работе с детьми, имеющими различные проблемы развития. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), неговорящие дети с множественными нарушениями развития, а также дети с выраженными когнитивными проблемами при генетических заболеваниях одинаково нуждаются в знаках- посредниках, позволяющих им проявить свои желания, предпочтения или знания. Использование пиктограмм принесло большую пользу многим людям, но популярность этой системы может приводить и к неоправданному широкому её применению. Иногда пиктограммы рекомендуются людям, которые могли бы пользоваться Блисс-символами или даже обычным письмом.

Читать в источнике