Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Блисс-символы

Система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т.е. письменности, не основанной на буквах. Основоположником данной системы является австрийский химик, философ и гуманист Чарльз Блисс. Исходно символы Блисс разрабатывались как международный письменный язык по образцу китайской письменности.

Предполагалось, что они будут способствовать в борьбе за мир, облегчая государственным деятелям разных стран общение друг с другом (Bliss, 1965), но система никогда не использовалась для этих целей. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, которые не могли говорить и имели трудности с обучением чтению и письму.

Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов, или радикалов. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов.

Блисс-символы построены как система аналогий. Комбинация Блисс- символов состоит из семантических элементов, которые комбинируются и понимаются по аналогии. Например, Блисс-символ СЛОН обычно состоит из ЖИВОТНОЕ+ДЛИННЫЙ+НОС. Блисс-символы различаются между собой степенью прозрачности, т.е. тем, насколько легко ассоциировать графическое представление с определённым значением.

Посредством объединения базовых символов друг с другом образуются новые понятия.
С помощью грамматических знаков, так называемых индикаторов, можно преобразовать имя существительное в глагол
А также в прилагательное или наречие
С помощью блисс можно строить полные предложения

Пользователи Блисс

Блисс оказывает максимальную помощь неговорящим детям с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего эти дети имеют сохранные познавательные возможности, хорошее понимание обращенной речи и способны к выражению своих желаний и мыслей.

Блисс хорошо подходит детям с отсутствующей речью вследствие моторно-речевых нарушений без языковых проблем и тем, кто пользуется письменной речью. Для написания слов требуется время, а указывать на символы гораздо быстрее. Например, ситуациями для их использования могут быть посещения друзей, магазина, библиотеки и пр.

Символы Блисс часто имеют довольно сложное графическое строение многие из них содержат один или более общих основных символов. Это может не влиять на использование системы людьми с нормальным зрением и хорошими языковыми и когнитивными способностями. Однако такая cложность может мешать использовать Блисс-символы людям с интеллектуальными нарушениями.

Их называют пиктографическими, или изобразительными
Другие основаны на идее и называются идеографическими
Преимущества блисс-символов:
  • блиссимволы быстро и легко запоминаются;

  • указывают не только на предметы и явления, но и выделяют в них важные существенные признаки;

  • могут использоваться как на уровне сигнальных знаков, так и для выражения чувств, мыслей и идей;

  • во время использования не утрачивают связь с естественным языком, так как символы транслируются словами на родном языке;

  • способны к расширению, пополняя словарь с учетом личной потребности и национальной принадлежности;

  • блисс-языком могут пользоваться как дети, так и взрослые с разным уровнем интеллектуальных возможностей и с целью самореализации

Недостатки блисс-символов:
  • блисс-символы – сложный язык, обучение которому занимает много времени;

  • отсутствие чёткого синтаксиса – комбинирование символов выглядит вполне произвольным (человек + чувство + положительный + усиление = 'друг'). Интерпретация левой части подобной записи как эквивалента понятия 'друг' совершенно условна. Поэтому усвоить такой способ создания новых понятий из элементарных трудно даже для взрослого человека.

Читать в источнике