Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Жесты – это мануальные знаки. В большинстве стран существует два типа мануальных знаков. К первому типу относятся жестовые языки, используемые в среде глухих людей. Их часто называют по имени страны, например, норвежский жестовый язык (НЖЯ), американский жестовый язык (АЖЯ), русский жестовый язык. Жестовые языки первичны, т.е. они не произведены от устного языка. Они имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов (синтаксис) отличаются от устного языка.

Другой тип мануальных знаков называется жестовыми системами. Они вторичны, сконструированы так, чтобы передавать речь слово в слово, и правила склонения в них те же, что в национальном устном языке. Как правило, жестовые системы изобретают учителя глухих детей, чтобы иметь средство представления устного языка с помощью жестов. Но, тем не менее, такие системы никогда широко не использовались в среде глухих людей, потому что правила словоизменения и синтаксис устных языков плохо приспособлены к воспринимаемому зрительно жестовому языку.

Очень часто жестовые системы, следующие устному языку, используют в работе со слышащими людьми с нарушениями коммуникации и языка. Немногие слышащие люди хорошо владеют национальным жестовым языком, большинство национальных жестовых языков недостаточно хорошо описаны, по ним мало подходящих обучающих материалов. Поскольку жестовые системы построены на основе устного языка, их легче использовать вместе с речью. Это важно, потому что в работе с альтернативной коммуникацией речь и жесты обычно используются одновременно.

Обучение жестам позволяет расширить коммуникативные возможности ребенка посредством визуализации устной информации и подготовить его к устной речи. Коммуникацию с опорой на жесты включают, как правило, на этапе достаточно сформированной импрессивной речи при ограничении экспрессивной. Использование коммуникации с опорой на жесты облегчает понимание ребенка окружающими, позволяет избежать разочарования от собственной несостоятельности и испытать удовольствие от коммуникации.

Жестовый язык

Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи. Многолетний опыт показывает, что жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком.

Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь. Исследования также показывают, что большинство детей прекращают применять жесты, если могут достаточно общаться с помощью устной речи.

Пользователи системы жестов

Использование жестов подходит практически всем группам пользователей поддерживающей коммуникации, но в особенности людям со зрительными нарушениями. Также были отмечены положительные результаты при обучении детей с аутизмом, людей с сочетанными нарушениями зрения и слуха и детей с нарушениями развития языка («детская афазия»).Использование жестов ограничено для людей с двигательными нарушениями (церебральный паралич, синдром Ретта и др.)

Преимущества и недостатки системы жестов.

Преимущества:
  • жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда и везде в отличие от технических средств коммуникации;

  • жесты располагают намного бóльшим «словарем», чем другие наборы символов;

  • другие неязыковые системы символов сосредоточивают внимание на самой системе коммуникации (например, коммуникативные таблицы с картинками), тогда как при использовании жестов важно обращение непосредственно к партнеру.

Недостатки:
  • некоторые жесты понятны только «посвящённым».

  • Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.

  • Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».

  • Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

Читать в источнике