Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

«Если человек не может говорить,
это не значит, что ему нечего сказать»
(австралийский педагог Розмари Кроссли).

Семья является социокультурной средой для воспитания и развития ребенка. Однако семья, в которой рождается ребенок с особенностями развития (в нашем случае это – детский церебральный паралич), сталкивается с множеством трудностей и проблем. Одной из них является организация общения с неговорящим ребенком.

В период раннего развития, когда ребенок еще не понимает значения того, что ему говорят, родители должны наладить общение с ребенком посредством ритмически-мелодических звуков голоса, на которые малыш, как правило, сильно реагирует. Особенно чувствителен он к интонации, с которой к нему обращается взрослый и к мимике, которой сопровождается речь. Четкое произношение слов, выражающих похвалу, вызывает у ребенка положительные эмоции, а слова, сказанные с нахмуренным лицом – негативные. Далее у ребенка развивается понятийная связь между действием и предметом. Малыш может показать, где находится затребованный предмет, дать его взрослому и т.д.

На раннем периоде развития у ребенка формируются предпосылки слушания: он сосредоточивается не только на речи взрослого с выразительными действиями или мимикой, но и на звучании небольших песен и стихов. Поэтому родителям нужно уделять значительное внимание на общение с ребенком: больше разговаривать с ним, петь детские песенки и читать стишки. При этом можно сопровождать их действиями.

Например:

Потягуня – потягуууууня! Наша кроха – не ревуууня!
Вот проснууууулась, потянууууулась,
С боку на бок повернуууууулась,
На подушку села, песенку запела!
Крохотуууули – крохотуууули!
Щёчки – яблочки надууули!
Кулачкааами маааашем!
Хоть лежим, а пляяяяшем!

В период дошкольного детства общение можно строить посредством системы символов (графические символы, предметные символы) и жестов. При обучении детей к общению при помощи жестов, гораздо легче выразить свои желания и мысли. В процессе жестового общения развивается мышление ребенка, его воображение, повышается мотивация к общению. Как правило, дети начинают использовать жесты спонтанно: указывать пальчиком на то, что им хочется, или изображать конкретное действие или предмет. Тем не менее таких жестов недостаточно для развития лексического словаря и речи. Взрослые должны ввести в употребление упорядоченную систему жестов и позаботиться о том, чтобы все окружающие ребенка люди трактовали эти жесты однозначно и применяли их параллельно с обычной речью.

В данном случае можно посоветовать использовать разработанную на русском языке систему «Понималка», в которой произносимое слово сопровождается жестом. Важно помнить, что при этой системе общения ребенок должен видеть собеседника, когда с ним разговаривают и параллельно жестикулируют. Конечно, сначала нужно помогать ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Каждый раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово. Самое важное это - не требовать от ребенка того, что ему не по силам! Если ваш ребенок не может выполнить показанный вами по программе жест, всегда можно и нужно придумать свою собственную систему жестов, адаптированную именно под возможности вашего ребенка (например, поворот головы влево - да, поднятие глаз наверх - пить, отвод ноги в сторону – хочу в туалет).

Полное овладение смыслом общения с помощью языка жестов происходит по мере развития сознания и мышления ребенка. Механизм усвоения содержания жеста в общении, как правило, аналогичен усвоению значения слов. Ребенок вначале начинает применять знак, а уже позднее осознает его значение.

Хотелось бы порекомендовать родителям к прочтению книгу «Глубоко непонятые дети» автор Малгожата Квятковска. Эта книга о том, как помочь особому ребенку достичь максимального уровня самостоятельности и научить его жить в нашем мире. Жанр этой книги трудно определить. Что это: методическое пособие, философский трактат, сборник научных статей, увлекательная повесть? И то, и другое, и третье, и четвертое. Книга, несомненно, подарок всем, кто работает с особыми детьми, а в первую очередь родителям.

Подарок непростой: Малгожата Квятковска с нами не церемонится, она задает трудные, больные вопросы, жестко критикует некоторые популярные методы и подходы и требует от нас, чтобы мы были блестящими профессионалами.

Как ребенок, лишенный опыта общения с другими детьми, может быть милым и дружелюбным, впервые в жизни придя в класс? Почему человек, выросший в условиях особой заботы, где родители намазывали ему бутерброд, застилали его кровать, надевали на него носки, должен любить работать? Откуда у парализованного ребенка, который с рождения лежал в кровати и не мог влиять на то, что с ним происходит, возьмется доверие к миру и желание его познавать? Ниоткуда, и никакая специальная подготовка, тренинги и упражнения не помогут ребенку, если нет главного — не пластмассового, тренировочного, а настоящего живого мира.

«Однажды в моей жизни появились дети с глубокими интеллектуальными нарушениями. С самого начала я верила и знала, что это дети с неиспользованными шансами на развитие, — пишет М.Квятковска. «День за днем я переводила теоретические знания на язык повседневности жизни – на жизнь каждого ребенка в отдельности…».

Несколько основных рекомендаций родителям для общения с неговорящим ребенком:

1) Общайтесь в доброжелательной форме. Хвалите и поощряйте ребенка даже за незначительные успехи, тогда он скорее захочет «поговорить» с вами.
2) Начните общение с самых простых и общепринятых жестов и слов: «пока-пока», «привет», «дай», «нельзя» и т.д.
3) Постепенно вводите новые слова, чтобы ребенок пополнял свой словарный запас.
4) Обязательно называйте предмет, на который указываете жестом.
5) Обучая ребенка, выбирайте такие действия и предметы, которые хорошо ему известны.
6) Используйте только те жесты, которые он сможет повторить.
7) Всегда употребляйте один и тот же жест для обозначения определенного слова. Не путайте ребенка.
8) Вводите новые знаки, только если ребенок освоил предыдущие.
9) Не забывайте знаки, которые вы с ребенком выучили раньше, продолжайте употреблять их вместе с новыми.
10) Не заставляйте ребенка повторять и не ругайте, если у него что-то не получается.
11) Проявляйте спокойствие и терпимость.
12) Не перегружайте ребенка общением, давайте ему отдохнуть, когда он захочет чего-то пусть сам попробует об этом сказать/показать.
13) Если ребенок капризничает, вначале успокойте его, постарайтесь угадать его желание и попросите показать или изобразить, что он хочет.

Организовав общение с неговорящим ребенком таким образом, вы создадите у него ассоциацию желание-просьба-результат.

В период младшего и старшего школьного возраста для организации общения можно использовать различные способы альтернативной коммуникации: технические средства, в том числе специальные приспособления (указки для глаз, переключатели, коммуникативные доски, книжки с символами, карточки PECS и т.п.), высокотехнологичные коммуникативные вспомогательные приспособления, основанные на компьютерных технологиях, телекоммуникационные вспомогательные устройства (программа MAC-Apple, Tobii eye tracker, приложение Kid communicator, контроллеры, концептуальные клавиатуры и т.п.).

В заключении обращаю внимание родителей и на использование метода Facilitated Communication («облегченная»), автором которого является австралийский педагог Розмари Кроссли, реализовавшая его с людьми с тяжелыми формами параличей. Основная цель этого метода заключается в возможности общения с окружающими с использованием табличек с алфавитом, клавиатуры, пиктограмм. На официальном сайте «специальный психолог» научной школы Елены Самойловны Слепович достаточно подробно и понятно описан данный метод.

Выбор системы коммуникации и специальных устройств строго индивидуален и зависит от многих факторов. Каждая из систем имеет свои достоинства и свои недостатки, о которых более подробно мы начнем говорить в следующих статьях.

Читать в источнике