Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Один из видов альтернативных способов коммуникации, которые используются в Елизаветинском садике – это система общения PECS.

Подробно о системе PECS вы уже узнали из статьи специалиста по альтернативной коммуникации А.Е. Медведевой.

На примере логопедических занятий мы расскажем, как можно использовать карточки PECS во время любых занятий с ребенком – мама ли будет их проводить или специалист.

Для удобства применения карточек изготавливаются специальные планшеты с липучками. Все этапы занятия иллюстрируются карточками-изображениями. Например,

ПРИВЕТСТВИЕ – МАССАЖ – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЧ – ИГРЫ – ПРОЩАНИЕ

Сначала ребенок рассматривает план занятия, затем отрывает карточки в соответствии с этапом. Например,

- Что сейчас мы будем делать?

- Массаж лица.

- Отрывай карточку «массаж лица», прикрепи ее на «почетное» место.

- Закончили массаж лица!

- Убирай карточку!

- Что дальше будем делать? – Говорить!

- Отрывай карточку «говорить», прикрепи ее на «почетное» место и т.д.

Такая организация занятия дает ребенку чувство уверенности, самостоятельности, ведь он сам следует плану, «подсказывает» взрослому очередность действий.

При этом отрабатываются множество умений: восприятие изображения, прослеживание взглядом, пальцевый захват, тактильные ощущения (шершавая липучка, гладкий планшет). А также сюрпризные моменты для педагога (это когда ребенок вместо карточки «говорить» отрывает карточку «играть»). В таких случаях под рукой всегда, например, карточки «хочу – не хочу». И на планшете выстраивается настоящая фраза: «Хочу играть, не хочу массаж».

– ОК. Будем играть. Будем массировать Бегемота. Помогай, покажи, где у Бегемота язык. Покажи, как нужно высовывать язык? улыбаться? хмуриться?

На логопедических занятиях, помимо системы PECS мы используем обычные сигнальные карточки из любых логопедических пособий: схематические изображения артикуляционных поз, «голос - беззвучно», эмоции и пр. Это также помогает ребенку не терять инструкцию, вносит в занятие элемент игры, дает малышу чувство уверенности в своих силах.

Детям постарше наравне с изображением дается графическое начертание слова, тренируется фотографическая память детей. Это пригодится впоследствии при обучении ребенка чтению.

Надо сказать, что обучение способам альтернативной коммуникации PECS, обучение чтению и, собственно, развитие речи на наших занятиях происходит параллельно.

Многие мамы и, зачастую, специалисты высказывают опасения, что использование системы карточек, такой как PECS, может негативно сказаться на потенциальном развитии речи, особенно при использовании системы очень маленькими детьми. Исследования, проведенные в течение 25 лет в США, показали, что системы дополнительной коммуникации (с использованием специальных символов или без них) не только не мешают речи, но и повышают вероятность развития или улучшения речевых навыков (Bondy, Frost, 2001).

Анализируя успех детей, использующих PECS, мы обнаружили, что прекращение применения PECS сразу после того, как ребенок научился произносить первые слова, может пагубно повлиять на дальнейшее развитие речевых навыков. Согласно нашим наблюдениям, дети, начавшие разговаривать во время использования PECS, должны пройти «переходный» период, в течение которого их речевые навыки «догоняют» навыки PECS. Кроме того, процесс обучения по методике PECS практически полностью соответствует нормальному развитию речи: сначала ребенок учится тому, «как» общаться и каковы основные правила общения, а затем он учится передавать конкретные сообщения. Дети, использующие PECS, сперва учатся общаться с помощью отдельных карточек, но позже овладевают навыком комбинирования карточек и создают различные грамматические конструкции и смысловые связи, выполняя множество коммуникативных функций.

Еще раз хочу подчеркнуть ключевой момент в использовании карточек: при смене формы общения PECS к речи или другой форме дополнительной или альтернативной коммуникации необходимо удостовериться, что ребенок не утратит ни одного уже приобретенного им навыка общения.

Лишать ребенка навыков просто неэтично!

Нормально развивающиеся дети понимают, что для того, чтобы начать общение, необходимо привлечь внимание слушателя, и поэтому они отправляются искать собеседника или зовут его. Дети с ДЦП часто не проявляют такой настойчивости, если их коммуникативные усилия не имеют немедленного успеха. Наши дети часто проявляют инициативу всего один раз, и если за этим не следует немедленная реакция собеседника, они не делают других попыток. Многие дети не могут повысить голос, и часто им бывает легче либо не повторять попытку общения, либо использовать усвоенные ранее стратегии, например, истерики.

Поэтому на логопедических занятиях мы обучаем детей общению в условиях «обычной» жизни. Мы учим их не «сдаваться», если первые попытки неудачны. Мы готовим ребенка к тому, что карточки, с помощью которых он общается, не всегда «волшебным» образом появляются перед ним, когда они нужны. Мы учим ребенка, что он должен сам найти и показать карточку, когда он хочет что-то сказать.

Карточки PECS могут оказаться хорошим подспорьем в проявлении собственной инициативы маленького человека. Ведь сказать «нет» для наших детей – настоящий взрослый поступок.

Артему не нравились артикуляционные упражнения. Он страдал и маялся.

- Хорошо, мы не будем сегодня делать артикуляционную гимнастику.

- !!!!!!!

- А что будем делать?

Артем произносит: «А-аня!» и показывает жестами. Что хочет помогать ей в уборке.

- Прекрасно, но чтобы Аня тебя поняла, мы подготовим для нее сообщение на планшете».

Артем сам выбрал изображения тряпки, ведра с водой, карточку «вытирать», последовательно прикрепил их на планшете и пошел к Ане.

Что произошло? Артем взрослый 9-летний мальчик. Он учится выражать свои желания, проявлять инициативу, предлагать свои варианты деятельности.

Такой практический опыт очень важен для наших детей. И мы стараемся всячески поощрять, моделировать подобные проявления самостоятельности.

Не хочешь выполнять что-либо по обычному плану – предложи свое! Вырази свои желания, добейся результата!

Андрей явился на занятие в плохом настроении. Показывал жестами, что работать не хочет. Я настаивала на продолжении занятия. Тогда Андрей показал карточку «не хочу» и стал поворачивать коляску к выходу. Сам, без помощи! Сосредоточенно примериваясь, после нескольких попыток попасть в дверной проем, он все-таки «сбежал» с урока! Излишне говорить, что я в эти минуты была горда и счастлива за Андрея!

Для скептиков от педагогики хочу привести другой пример занятия с Андреем, когда нежелание действовать по знакомому плану привело не к побегу, а к общественно полезной деятельности.

В гостиной, где мы занимались с Андреем, вдруг стала скрипеть дверь. Что нужно делать в таком случае? Конечно, смазать дверные петли! Голосом мы попытались воспроизвести скрип, причем хохотали при этом оба. На планшете был составлен алгоритм действий с помощью карточек PECS, приготовлены ватные палочки и оливковое масло, обычно используемое для массажа лица. Андрей впервые в жизни принимал участие в смазывании дверных петель – и скрип исчез! Это был восторг!

Итак, подведем итог. Любая методика, классические или дополнительные средства коммуникации служат лишь подспорьем для формирования личности, проявления собственной инициативы. Социализации в конечном итоге. И логопедические занятия, параллельно со своей основной задачей – развитием речи, – решают проблемы общения. Со временем у многих детей – при условии адекватного подкрепления – эти две сферы совмещаются.

Читать в источнике