Информационный портал об альтернативной и
дополнительной коммуникации, средствах, специалистах и опыте

Нас посетило:2786

Дети с церебральным параличом (ДЦП) требуют к себе особого внимания и испытывают значительные трудности в общении, ведь они часто не имеют возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности.И взрослые, родители и педагоги-специалисты, должны помогать им осваивать различные средства коммуникации для полноценного развития и общения.

Обучение коммуникативным навыкам не так просто, так как дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств общения всецело зависит от сохранных анализаторов ребенка.

В специализированных центрах с особыми детьми работают и учите-ля-логопеды, и дефектологи, и психологи, и музыкальны специалисты, и учителя лечебной физкультуры, но самые главные учителя в жизни ребенка – это родители. Любая программа помощи может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на совместной работе родителей и специалистов. Только так можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты как ребенка, так и всей семьи.

Конечно, родители часто оказываются не готовыми оказывать именно ту помощь, которую от них требуют специалисты, и поэтому необходимо аккуратно передавать всем членам семьи знания по технологии ухода, обучения, воспитания и общения с ребенком.

У детей с тяжелыми формами ДЦП усвоение моделей поведения и со-циальных ценностей, происходит в рамках родительско-детских отноше-ний. Так, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к ребенку терпеливо и естественно. Известно, что душевное состояние ребёнка будет зависеть прежде всего от его отношения к своему состоянию, а не от тяжести самого заболевания. Главным приоритетом в развитии ребёнка становится правильное отношение родителей к нему, тогда он вырастает общительным и счастливым. Если родные получают радость от общения со своим ребёнком и любят его таким, какой он есть, не проявляют лишнего беспокойства, не критикуют его, не стесняются его внешнего вида и поддерживают его общение с другими детьми, то он вырастает уравновешенным, общительным и ему будет легче адаптироваться в коллективе здоровых сверстников.

При обучении ребёнка общению все участники должны использовать один и тот же «код» для расшифровки мыслей и сообщений. Это очень важно при взаимодействии родителей и специалистов. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам, звукоподражаниям и мимике. Главная задача специалиста - подобрать соответствующие средства общения, которые систематизируют сформированные навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Кроме этого необходимо создать благоприятные условия в семье, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с системой работы специалистов, чтобы их воспитательные результаты «не стирались» семьей, чтобы не было противостояния родителей и педагогов, от которого страдает в первую очередь ребёнок.

 Для этого нужно постоянно проводить работу с родителями, которая должна отвечать следующим принципам:
• максимальное использование в работе различных анализаторов;
• сознательность;
• поэтапность;
• последовательность и параллельность;
• формирование произношения в условиях естественного живого об-щения;

Итак, если у ребёнка вследствие тяжёлого нарушения опорно-двигательного аппарата отсутствует речь, прежде всего необходимо его научить жестами или мимикой отвечать «да» / «нет». Этому его должны научить родители с трех-четырех лет, используя картинки. Такие занятия ему и полезны, и приятны. Например, вы показываете ребенку картинку с изображением улицы, описываете ее, а затем, указывая на изображение, спрашиваете: «Это – машина?» или «Это – дорога?». Когда ребенок услышит правильный ответ, он должен знаком показать «да».

Умение показывать «да» и «нет» очень важно. Например, показать «да» можно наклоном головы или взглядом на собеседника, «нет» – взглядом в сторону или гримасой, всё зависит от возможностей ребенка. С помощью знаков ребенок может, невзирая на тяжелые речевые и двигательные нарушения, выражать свои мысли и желания.

Если в течение занятий педагог работает над обучением ребёнка общению посредством какого-либо специально подобранного способа (жесты, мимика, взгляд, карточки, пиктограммы и т.д.), то в остальное время, находясь наедине с ребёнком, родители должны закреплять все формируемые навыки. Для этого педагог должен чётко обозначить те упражнения, которые необходимо повторять и закреплять (в форме домашнего задания) с ребёнком. Для эффективности данной работы родители могут присутствовать на коррекционно-развивающих занятиях и учиться тому, как отрабатывать с ребёнком те или иные навыки.
Для системности и поэтапности работы родители могут завести тетрадь, в которой будут фиксировать содержание домашних заданий, указывать различные виды речевого и познавательного материала. При этом нельзя забывать, что эффективность вашей работы будет тем выше, чем больше вы будете применять игровые и увлекательные упражнения: игровые тренинги, способствующие развитию, умения общаться с другими, психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Без закрепления навыков общения, полученных ребёнком на занятии, не может быть быстрого и эффективного результата, поэтому родители должны выполнять все предписания специалистов. Домашние задания направлены на:
• развитие психических процессов;
• расширение активного и пассивного словаря;
• закрепление навыков общения посредством выбранного способа альтернативной коммуникации (жесты, мимика, взгляд, карточки, пиктограммы и т.д.).


Одним из важных аспектов в обучении общению ребёнка является музыкальная терапия, которая может использоваться с младенчества, когда мама напевает ребенку мелодичные песенки. Затем по мере взросления малыша постоянно необходимо живое пение мамы, возможно ребёнок тоже будет стараться «подпевать», вторить звукам в унисон пению, это также способствует развитию коммуникативных способностей. Прослушивание классической музыки, например, поднимает жизненный тонус и настроение, успокоит и уменьшит раздражительность. В этом семье может помочь специалист- музыкальный терапевт, который подберёт специальные музыкальные произведения для ежедневного прослушивания.

Музыкальная терапия – особый интерактивный метод помощи детям с ДЦП, при котором используются музыкальные инструменты.

Суть метода – совместное музицирование. Терапевт использует звуки, которые издает ребенок, а также те, которые он извлекает с помо-щью инструментов, и на этой основе строит свое взаимодействие и отношения с малышом. Музыкальный терапевт использует все звуки ребенка в качестве элементов музыки. Он отвечает малышу пропетой мелодией или играет в ответ на музыкальном инструменте или на простых игрушечных инструментах. Любой сигнал ребенка (например, стереотипные звуки или движения) музыкальный терапевт воспринимает как намеренный и значимый. В итоге сам ребёнок меняет отношение к этим сигналам. Например, начинает использовать их с целью получить ответ. Звук приобретает значение навыка общения – бесполезное действие превращается в полезное.

Музыкальный диалог, который происходит между ребенком и терапевтом, может оказаться самым длительным и чудесным взаимодействием, на которое вообще способен ребенок. Двигательные нарушения и проблемы с речью часто препятствуют обычному каждодневному общению с окружающими. Музыкальная терапия для такого ребенка служит мостиком из мира одиночества. Ребенок непосредственно влияет на музыку, которую исполняет музыкальный терапевт, – в ответ на любой его сигнал терапевт изменяет мелодию, подстраивая ее под ребенка. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса создания музыки, поэтому на занятиях музыкальной те-рапией мотивация для каждого ребенка очень сильная, это не зависит от того, предпочитает ли он быть только слушателем или принимает более активное участие в занятиях.

Таким образом, подытоживая всё вышеизложенное, целесообразно дать рекомендации родителям:

• Нужно знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду, выключить свет и мн. др.).

• Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши во-просы, пусть это будет долго, но стоит набраться терпения. Говорите по очереди, помните о важности повторения.

• Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
  
• Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

• Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

• Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.

Работа по обучению коммуникации строится на сотрудничестве специалистов и родителей. Единая направленность деятельности врача, дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога, воспитателя, родителей является залогом успешного обучения ребенка.

Используемые источники и литература

1. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание де-тей с церебральным параличом в семье. – М., 1993. – 192с.
2. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – М.; СПб. 1998. – 440с.
3. Кунц Н. Н. Музыкально-эстетическая абилитация детей с церебраль-ным параличом. - Якутск, 2002.

Читать в источнике